Женщина создана самой природой для материнства. Но современность поставила свои условия и многие решаются на одного, максимум двоих детей. А ведь в недалеком прошлом многодетные матери были в порядке вещей.
Государство не всегда поддерживало детство и материнство. Бывали времена, когда родители жили, как могли, но все равно детей в семьях было много.
Много детей - много прав
Воспитание детей - процесс нелегкий, он требует больших моральных сил и, конечно же, затрат. Вырастить одного-двух детей и дать им все для достойного развития порой бывает сложно. Что уж говорить о семьях, где детей трое и более.
Такие семьи поддерживаются государством на законодательном уровне. Родители имеют право на определенную помощь.
В Российской Федерации делается многое, чтобы поддержать желание женщины рожать как можно больше детей. Ведь если сравнить статистику о смертности и рождаемости, то первая явно опережает вторую.
Поэтому правительство РФ выпустиприняло множество законов и предоставило льготы по поощрению деторождения.
Кто такая многодетная мать
Многодетная мать в России - это женщина, родившая или взявшая на воспитание троих и больше деток.
Но есть один нюанс. Если хотя бы одному ребенку исполнилось полных 18 лет, а детей младшего возраста осталось менее трех, то женщина перестает считаться многодетной. Соответственно, все имеющиеся права и льготы отменяются.
Возраст продлевают до 23 лет в случае обучения детей в учебном аккредитованном заведении на очном отделении или если ребенок призван в армию. В этом случае права и льготы сохраняются при предоставлении справки из учебного заведения или военкомата.
Но данное правило не распространяется абсолютно на все регионы РФ. К примеру, в Москве мама может считаться многодетной при наличии трех и более детишек в возрасте лишь до 16 лет. Возраст продлевается до 18 лет в случае учебы или службы в армии.
Денежные выплаты
Многодетные матери получают от государства определенные денежные выплаты, которые призваны помочь родителям обеспечить всем необходимым своих детей. Среди них следующие:
- Когда в семье рождается второй и более ребенок, родители получают ежемесячную выплату 5153 руб.
- Так называемые компенсационные денежные выплаты, связанные с удорожанием уровня жизни. Выплачивается по 600 руб. на каждого малыша, если в семье 3-4 ребенка, и 750 руб. при наличии 5 и более детей. Выплаты происхзводятся вплоть до 16-летия. До 18 платят на ребенка, который учится в учебном заведении.
- Если родители имеют на иждивении пятерых или более ребятишек, положена компенсационная выплата в размере 900 руб.
- Совсем маленьким деткам, до трех лет, выплачивают компенсацию на детское питание ежемесячно в сумме 675 руб.
- На также положены выплаты многодетным матерям. Так, если семья имеет 3-4 детишек, ежемесячно компенсируется 522 рубля. Если же на иждивении находятся 5 и более малышей, то размер компенсации увеличивается до 1044 руб.
- Если в доме, где живет многодетная семья, есть стационарный телефон, плата за его пользование тоже компенсируется в размере 230 руб. в месяц.
- Особо "отличившиеся" многодетные матери, родившие или имеющие на воспитании 10 детей и более, получают от государства денежную компенсацию на каждого малыша до 16 лет (или до 23, если ребенок учится на очной форме). Размер денежной компенсации составляет 750 руб. на каждого ребенка.
- Женщина, воспитавшая десятерых детей, на момент оформления и получения пенсии получает единовременное вознаграждение, составляющее 10 000 руб.
- К праздникам семьи с 10 и более малышами тоже получают денежное вознаграждение. Так, в международный им положено 10 000 руб. от государства в знак благодарности за вклад в увеличение рождаемости и сохранение культа семьи. Ко дню знаний они также не остаются без помощи. Семье выплачивается 15 000 руб. для сбора детей в школу.
- Мамы, родившие или усыновившие более 7 детей, получают медаль Родительской Славы. Одновременно с этим событием им вручается премия - 100 000 руб.
Не забываем про свои права
Иметь много детей - большая ответственность. В связи с этим порой возникает множество сложностей в ситуациях, которые у семей с меньшим количеством детей не вызывают таких затруднений.
Поэтому на законодательном уровне закреплены права многодетной матери:
- Маме с большим количеством деток совсем не просто стоять в очередях, поэтому у нее есть право первоочередного обслуживания.
- Детки до 6 лет имеют право на бесплатные рецепты для получения в аптеке лекарств.
- Многодетные в приоритете на получение путевок в детские лагеря, санатории.
- В детский сад деток из многодетных семей берут вне очереди.
- Малыши по предписанию врача получают бесплатно изделия для протезных или ортопедических целей.
- Вся семья имеет право бесплатного проезда в автобусах или пригородных поездах.
- Школьники питаются бесплатно в школьной столовой.
- Многодетные семьи имеют право на получение можно продать.
- Многодетные матери, вырастившие пятерых детей, которые достигли 8 лет, имеют право на досрочную пенсию.
- При этом, если мама лишена была родительских прав или даже один ребенок умер, не достигнув 8 лет, пенсия на назначается.
- пенсия для многодетных матерей назначается в возрасте от 50 лет и от 15 лет.
На региональном уровне могут быть приняты и другие законы, поддерживающие материнство и детей.
Но все права многодетной матери, принятые для РФ, обязаны исполняться независимо от региона проживания и благосостояния семьи.
Подтверждение многодетности
Для того чтобы официально подтвердить статус многодетности, женщине выдается удостоверение многодетной матери. Для того чтобы его получить, следует выбрать одно из трех возможных действий.
- Подать документы в службу социальной защиты населения. Заявление подается по месту жительства.
- Можно обратиться в недавно образованные МФЦ. Это так называемые «службы единого окна».
- Также в крупных регионах возможно подать документы для получения удостоверения через электронный портал государственных услуг.
Документы для получения удостоверения многодетности
Чтобы вам выдали удостоверение многодетной матери, необходимо подготовить ряд следующих необходимых документов:
- всех детей.
- Родителям и детям старше 14 лет необходимо предоставить паспорта.
- Если есть - или разводе.
- Понадобится фотография родителей размером 3 х 4 см.
- Если есть опекаемые или усыновленные детки, то нужны документы об усыновлении или об опеке.
- Когда есть дети старше 18 лет и обучающиеся на очной основе, потребуется справка об обучении ребенка.
- В случае развода родителей подготовьте справку-соглашение о том, где и с кем будут жить дети.
- Также, в зависимости от конкретной ситуации, могут потребоваться и другие документы, к примеру свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти супруга и другие.
Копии документов также нужны. Но в случае их отсутствия сотрудники органа, принимающего заявление, обязаны сделать их самостоятельно.
Заявление и документы берутся на рассмотрение, этот процесс не может длиться более месяца. После этого, если все в порядке, выдается удостоверение многодетной матери.
Льготы многодетным
- Семьи, решившиеся на большое количество деток, поддерживаются государством. Для них разработаны, помимо уже вышеперечисленных выплат, и некоторые другие льготы.
- Так, в случае желания семьи создать собственное фермерское хозяйство она будет иметь льготу по налогам и может получить безвозмездную ссуду. Либо семье оказывают помощь в создании хозяйства.
- В случае проживания семьи в доме без центрального отопления ей полагается скидка на коммунальные услуги в сумме, затрачиваемой на топливо для обогрева.
- Школьникам обязаны выдать школьную и спортивную форму на учебный год бесплатно.
- При желании взять кредит под жилье семье положены льготы в виде меньшего процента, отсрочки платежей и возмещения части суммы государством.
- При открытии предпринимательства такие семьи могут быть полностью или частично освобождены от обязанности платить обязательный регистрационный сбор.
Когда нет папы
Иногда так случается, что в жизни счастливой семьи, где много детишек, нет самого главного мужчины - отца семейства. Но чего не сделают женщины! Они прекрасно справляются с большим семейством, а многие еще успевают ходить на работу, зарабатывать деньги.
Но как бы там ни было, а многодетные матери-одиночки имеют определенные права и поддержку со стороны законов.
Мамы, помимо заботы о детях, стараются дать своим малышам любовь, а государство пытается как-то защитить таких женщин, наделяя их определенными льготами.
Кого считать мамой-одиночкой
- Женщина, родившая (в графе «отец» в свидетельствах о рождении - прочерк либо сведения, внесенные со слов женщины).
- Бывает, что мама рожает ребенка, будучи в браке. Но муж в судебном порядке может доказать, что не является отцом ребенка. Тогда женщине будет присвоен
- Ребенок родился вне брака, и папа уклоняется от содержания малыша.
Льготы многодетным мамам-одиночкам
В соответствии с законами РФ многодетным матерям-одиночкам положены некоторые льготы:
- Такие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, защищены законом от увольнения по сокращению или при смене бывшего руководящего состава.
- Одиночки - многодетные матери имеют право на оплату больничного по уходу за малышом, которому еще не исполнилось 7 лет.
- Если у женщины имеется малыш до 5 лет, ее не могут заставить работать сверх установленной нормы даже в случае производственной необходимости.
- Для ребенка до двух лет выдается бесплатное детское питание на специализированных молочных кухнях.
- Детки имеют право на первоочередные бесплатные путевки в оздоровительные санатории и прием в ДОУ вне очереди.
Как бы ни были хороши или плохи законы, поддерживающие многодетные семьи, но наметилась тенденция к тому, что все большее количество родителей решается завести троих и более малышей.
А существующие льготы и пособие многодетным матерям, которое они имеют право получать, делают жизнь таких семей намного проще.
1. Помните что дети вырастут.
И очень быстро. А значит, они уже не будут нуждаться в вашем внимании того типа, в котором нуждаются сейчас.
А значит сейчас – лучшее время побыть с ними так, как потом, когда они вырастут, уже будет не ко времени . Повозиться с малышами, поиграть с теми, кто еще не разучился играть, ответить на серьезные вопросы «почемучек», повоевать с подростком по-доброму. И, возможно, найти ниточку связи с тем, кто почти совсем уже вырос
2. Конфликты между вашими детьми – это как шум двигателя при работе.
Есть шум – значит мотор работает. Есть конфликты – значит жизнь идет. Поверьте, эти конфликты не станут определять отношения ваших детей в будущем
. В памяти ведь остается в основном хорошее.
И если в конфликте вам удастся про это помнить – острота его точно спадет процентов на 30. А еще, думаю, а в этих неизбежных и нормальных конфликтах очень важно уметь ставить точку
. Чтобы оставалось как можно меньше «конфликтного послевкусия».
3. Очень важно не забывать про то, что «рыба тухнет с головы», а голова вашей семьи- это вы, родители и ваши отношения.
И в эту графу семейного бюджета не должно быть жалко инвестировать ни время, ни финансы, ни внимание. Не забывайте, что детям крайне важно какая погода в доме . И очень сомнительный для детей подарок, когда все родительское внимание было вложено именно в их взросление, становление, а на себя самих и на отношения у взрослых не хватило сил.
Вырастать на руинах семьи — совсем не просто. Не верите мне, поговорите с теми, у кого был похожий опыт.
4. Одно из самых важных умений, которое мы можем передать детям – соблюдение жизненного баланса.
Дети ведь учатся не только математике, вышиванию и езде на велосипеде (прямым навыкам), но и менее заметным навыкам психологической и эмоциональной саморегуляции . До 11-12 лет в основном на примере матери, позже мальчики скорее у отца.
И если мы, взрослые, подаем им пример или жертвенного безрадостного служения ближним, или депрессии, или тотального недовольства всем, они этот паттерн (модель), будьте уверены, усвоят крепко-накрепко. И воспроизведут в своей сознательной жизни и в своей семье, не вполне понимая, почему поступают именно так.
Я думаю, что после 3-3,5 лет, с того периода, как дети глобальные жизненные модели родителей склонны перенимать, хорошо бы произвести ревизию собственный стратегий поведения.
Задать себе несколько вопросов:
- Что я делаю?
- Действительно ли я хочу это делать в своей жизни?
- Хочу ли я, чтобы мои дети повторяли эту мою модель?
И не забывайте, что все или почти все, что активно используется в семейном психологическом хозяйстве дети усвоят.
5. «У осинки не родятся апельсинки», и это действительно так.
Не стоит ожидать от детей того, что никогда не получалось у вас. И не стоит удивляться, если подрастающие дети совершают ваши же привычные жизненные «ляпы» и наступают на те же грабли.
Это не то чтобы предопределено, но я уверена, что психологическая предрасположенность к тому или иному типу поведения или реагирования так же реальна, как наследственная предрасположенность к аллергии, например.
И может быть у вас получится в безопасной форме передать свой жизненный опыт и свои способы справляться с вашими привычными ошибками.
6. Если в семье (в обстоятельствах или отношениях) настают трудные времена очень важно стараться не становиться по разные стороны баррикад.
Помните, что ваши ближние – это самые верные и надежные ваши союзники . Хотя иногда это может выглядеть совсем не так. В период сложностей очень важно находить маленькие радующие вас и близких события, стараться возвращаться к вашим общим ресурсным состояниям.
Это могут быть фотографии хороших периодов, семейное видео, и другие «сувениры» — хранилища добрых воспоминаний. Не ешьте ближних, когда вам тяжело. Лучше попробуйте найти в себе силы не обвиняя поддержать их. И, возможно, они поддержат вас.
7. Мы все – не подарки.
Помните, что семьи часто подбираются по принципу «дополнения» . Мы выбираем очень непохожих на нас спутников жизни. А уж качества наших детей мы и вовсе не выбираем, не такой опции.
Так вот, сталкиваясь с тем, насколько вы все разные, старайтесь не расстраиваться и не злиться. Это не назло.
Ваш муж не назло не любит рыбу, зато обожает ездить новыми дорогами. Зато эти и другие его качества когда-нибудь обязательно пригодятся вашей семье.
А главное, что «на круг», на семью у вас присутствует полный набор качеств и умений. И вы являетесь «совершенной боевой единицей». И с разницей всего можно смириться, если помнить об этом. Просто попробуйте посмотреть на разницу с этой точки зрения.
8. Когда дети начинают раздражать вас – это значит, что вы устали.
Возможно, очень устали . И нет смысла пытаться воспитывать ребенка в таком состоянии.
Есть поговорка «раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». И это очень верно.
Находите такие способы отдыхать и гармонизироваться , которые подходят к вашей жизненной ситуации. Это может быть что-то очень маленькое и простое, например, неспешно выпитая чашечка специального чая или разговор с любимой подругой, готовой выслушать вас.
9. Воспитание детей – не спринт, а марафон.
Это действительно долгое дело: 18-20 лет полного погружения. А при марафоне самое важное – это распределить силы и не сбить дыхание. Не стоит выкладываться на каждом конкретном этапе.
У вас будет много попыток «попробовать еще раз» и «поступать иначе». Не ругайте себя за промахи!
Самопоедание очень сильно «подсаживает батарейку» , и сил на изменение себя, своих реакций в предпочитаемом направлении остается меньше.
Думаю очень, очень важно учится видеть внутри этого длинного марафона – жизни с детьми, воспитания детей – видеть не только свои промахи, но и свои маленькие и большие победы, удачи.
10. Мне кажется, самое главное в жизни с детьми – это философия «маленьких шагов» — крошечных, едва заметных изменений.
Это то, чему нас не учили в школе, мы нацелены на вещи броские и глобальные. И я думаю, очень важно научиться видеть очень маленькие изменения к лучшему у себя, у супруга, у ребенка и учиться фокусироваться на хорошем.
В семейной жизни задачу «стакан наполовину полный или наполовину пустой» гораздо лучше решать в сторону «наполовину полный».
И если мы сами научились видеть наши собственные маленькие правильные шаги, нам легче будет видеть их и у наших ближних, и у наших детей, когда они немного подрастут. И если мы что-то научились прощать себе (например, небольшие сбои, ошибки, не оптимальные решения), мы легче простим и нашим ближним.
Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….
Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.
У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.
Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.
Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.
Вот мои помощники:
1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.
2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.
3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».
4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.
1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.
Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.
Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…
Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.
Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».
Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.
Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».
Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.
2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.
Система распределения времени.
1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.
2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.
Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.
Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…
К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.
3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.
Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.
4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.
5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.
Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.
Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.
Наш обычный день выглядит примерно так.
Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.
Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.
Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.
Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.
Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….
После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.
Дома - завтрак для малышей.
Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.
После плавания младшая дочка легко засыпает.
В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.
Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.
День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.
Затем час на уроки.
И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.
Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.
Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.
Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.
Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.
Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.
Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.
Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.
В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.
В воскресенье у старших — воскресная школа.
Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.
Еще мы вместе готовим, печем пироги….
Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.