Спортивный праздник масленицы в детском саду. Сценарий спортивного праздника «Широкая масленица»

Спортивный праздник "Разгуляй".

Калабина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 VIII вида»
Описание: Данная разработка будет интересна учителям начальных классов, воспитателям. Разработан данный материал для детей 1 - 4 классов.
Разгуляй
Цель: знакомство с народными обычаями и развитие творческих способностей воспитанников.
Задачи:
развивать познавательный интерес к традициям своего народа
развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи
воспитывать чувство патриотизма;
развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход занятия

1.Орг.момент
1 Скоморох:
Здравствуйте гости дорогие,
Маленькие и большие!
2 Скоморох:
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
1 Скоморох:
Масленица к нам пришла!
Шутки, смех нам принесла!
Песни, загадки, да блины сладки!
2 Скоморох:
Не английский, не французский,
Масленица – праздник русский.
Будем петь и плясать,
В игры русские играть!
Все вместе:
Народ собирается Масленица начинается!

1 Скоморох:
Давайте Зиму провожать,
Весну красную встречать!
2 Скоморох:
Как же проводы играть?
Надо нам Весну позвать!
Все вместе:
Весна – красна, приходи, зимушку прогони!
2. Основной этап.
Весна:

Я – Весна - красна, бужу землю ото сна!
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки!
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход!
Всюду – в поле и в лесу –
Людям радость я несу!
Долго шла я к вам, люди добрые, соскучилась. Снега глубокие топила, реки ото льда освобождала, травы да деревья от зимнего сна пробуждала.
На праздник к вам я пришла не одна, а принесла с собой самый сытный праздник русский и подружку свою – Масленицу. Встречайте!


Дети:
Дорогая наша Масленица!
Авдотья Ивановна!
Дуня белая! Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная!
Лента алая, двуполтинная!
Платок беленький, новомодненький!
Брови черные, наведенные!
Шуба синяя, заплатки красные!
Лапти частые, головастые!
Портянки белые, набеленные!
Наша Масленица годовая.
Она гостьюшка дорогая.
Она пешею не ходит.
Она на кониках разъезжает.
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.
Располагайтесь, Авдотья Ивановна,
А мы гулять будем.
Дети читают стихи.
1 чтец:

В марте по родным просторам –
Хоть кого найдя спроси –
Ходит с песней и задором
Масленица по Руси!
2 чтец:
От души смеются дети,
Веселиться, стар и млад,
И поздравить всех на свете
В этот праздник каждый рад!
Скоморох 1:
Веселил нас много раз
Русский танец перепляс,
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Поплясать, вступайте в круг!
Хоровод «Каравай»


Как на масленой неделе
Испекли мы каравай,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.


Ведущая:
Каравай испекли из чего? А из чего их пекут знаете? Сейчас проверим!
Сорока – белобока
задумала блины печь,
На рынок пошла и вот, что взяла…
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – да!
Крупа манная – нет!
Капуста кочанная – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар, да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыба соленая – нет!
Китайский рис – нет!
Лавровый лист – нет!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус томатный – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!


Ведущая: Сегодня, четверг - 4 день масленицы, в народе его называли «Широкий четвержок, разгул». Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка, и другие бои и соревнования.
Весна: Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву
Давайте с вами разогреимся, разделимся на 2 команды. 1 – будет кричать по моему сигналу – «Блины!», 2 – «С припёком!», затем все повторяете за мной движения.
-Как на Маслену неделю
Каждый день с утра мы ели …Что?
Блины! С припёком!
Вокруг себя с подскоком.
-В обед чай пивали,
Горстями в рот кидали… Что?
С припёком! Блины!
Поклон для зимы!
-Ну а в ужин, как всегда,
Лучшая для нас еда… Что?
Блины! С припёком!
Прыжки с прихлопом.
-У бабушки бывали
И целый день жевали…Что?
С припёком! Блины!
Поклон для весны.
-Все обиды прощали
И маслом поливали… Что?
Блины! С припёком!
Вокруг себя с подскоком.


Игра «Потешный бой» для 2 классов
1-й скоморох.
Силачи! Это состязанье для тех,
В ком сила играет для зимних потех.
В ком кровь молодая в морозы не стынет,
Кто гирю подальше, подальше закинет.
2-й скоморох.
Бросать можно слева,
Бросать можно справа.
Кому по плечу богатырская слава?
Поклонись-ка гире -
Плечи будут шире.
1-й скоморох.
А теперь, народ, оглянись,
На корову подивись!
А корова-то - ха-ха! -
А корова без хвоста!
2-й скоморох
Конкурс мой хорош и прост -
Прикрепи корове хвост!
Глаза тебе завяжут,
«Цепляй», - скажут.
Чтоб корова краше стала,
Не лепи хвост, куда попало,
А лепи туда, куда надо!
Проводится конкурс «Прикрепи корове хвост» для 1 классов.
1 скоморох:
Любое русское гулянье
Не проходит без киданья
В руки кольца мы берём
И кидать мы их идём.
Конкурс «Кольцебросы» для 3 класса.
2 скоморох:
Мы девчёнок и ребят
Вызываем на канат
4а слева, 4 б справа
Мускулы трещат на славу.
Конкурс «Перетягивание каната» для 4 классов.
3.Итог
Весна:

Молодцы ребята! Хорошую встречу, Вы мне приготовили. Проводили Масленицу, избавились от бед и неприятностей. Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное – здоровья. До свидания!
Ведущий:
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.
Праздник заканчивается чаепитием. Подробности Категория: Масленица

Задачи :

1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника , народных гуляньях, играх и забавах.

2. Обогащать словарь детей и приобщать их к ценностям русской культуры.

3. Активизировать двигательную деятельность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве.

4. Развивать у детей воображение, внимание, память, умение отгадывать загадки.

5. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость, чувство коллективизма, дружелюбие и взаимопомощи между детьми.

6. Доставить детям радость, создать хорошее настроение участникам праздника .

Предварительная работа :

Беседы о русском народном празднике «Масленица » ;

Просмотр иллюстраций, посвящённых данному празднику ;

Знакомство с произведениями русского народного творчества - заклички, считалки, сговорки.

Проведение народных игр, хороводов, эстафет.

Выпечка блинов.

Оформление зала :

Плакат «Весна - красна» ;

Воздушные шары;

Длинные атласные ленты;

Искусственные цветы;

Макет «Солнышка» .

Действующие лица :

Ведущий;

Зима;

Иван и Марья;

2 скомороха;

2 Бабы - Яги.

Оборудование : чучело «Масленица » , русские народные костюмы, костюмы для персонажей, «сугроб» , 2 метлы, санки, ориентиры, длинный шнур, магнитофон, музыкальные диски, микрофон.

Ход праздника:

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц» . Дети свободно входят в зал, рассаживаются. Их встречает ведущая в русском костюме.

Ведущая : Здравствуйте, люди добрые! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму - матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за коньки – салазки. Завершается зима. День становиться длиннее. Всё чаще на небе солнце светит. А ведь, кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому морозу, первому снегу, любовались первыми узорами.

О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.

Дети (поочерёдно) : Зима - не лето, в шубу одета. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. Зима - трёх месяцев владыка.

Ведущая : Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как?

Дети. А вот так (имитируют катание на санках) .

Ведущая : На лыжах ходили? А как?

Дети. А вот так (имитируют ходьбу на лыжах) .

Ведущая : А на коньках катались? А как?

Дети. А вот так (имитируют катание на коньках) .

Ведущая : Ведь совсем недавно мы водили весёлые хороводы у ёлки. Давайте вспомним один из них.

Дети исполняют хоровод «Как на тоненький ледок» . Звучит пение птиц (в грамзаписи) . У стены начинает шевелиться «сугроб» .

Ведущая : Ой, смотрите, сугроб зашевелился. (Из-за сугроба появляется старуха Зима) .

Зима : Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трёт глаза, сосед медведь, может быть? Кто здесь шумит?

Ведущая : Это мы, ребята – дошколята. А ты кто, бабушка? Что под этим сугробом делала?

Зима : Я – Зима холодная, лютая. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать.

Ведущая : Зима, подходит, и твой черёд Весне место уступать. Тебе пора отправляться на Северный полюс, отдыхать.

Зима (угрожающе) : Что? Что вы такое говорите! (Птичье пение звучит всё громче) . Да что это птицы раскричались? Замолчите! (Взмахивает рукавом, щебет прекращается) .

Ведущая (взволнованно) : Зима, что ты делаешь? Не морозь первых весенних пташек!

Зима (возмущённо) : Что, что такое? Да я вас всех сейчас в сосульки превращу! Где мой посох ледяной, волшебный? (Ищет за сугробом, находит сосульку) .

Ведущая : Вот видишь, даже посох твой растаял. Да ты посмотри в окно – кругом сосульки капают, пора тебе на Север отправляться, там хозяйничать.

Зима : Рано мне ещё уходить, слишком рано-о-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся, подруга выходи!

Воет вьюга (аудиозапись) .

Зима : Что, испугались? Ха-ха-ха!

Ведущая : Но ты, Зима, должна уйти. Пойми, так всегда бывает.

Зима (нехотя) : Хорошо, так и быть, только при одном условии. Отгадайте сначала мои загадки.

Ведущая : Дети, вы согласны? (Ответы) .

Зима :1) Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) . 2) И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (Иней) . 3) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Зима : Отгадали, отгадали, я пропала! Ну, сейчас берегитесь - заморожу я вас!

Игра «Заморожу» (дети стоят по кругу, «Зима» старается коснуться носиков, щёчек, рук, дети их прячут).

Зима : Надо вещи собирать да скорее убегать! (Убегает) .

Ведущая : Издавна на Руси в конце зимы устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник – Масленица . Весёлый и разгульный, с играми да весёлыми состязаниями. В этот день пекли блины, а ещё делали чучело зимы, носили его по улице, а к вечеру сжигали. А что за праздник без гостей ?

(Раздаётся шум, вбегают скоморохи с чучелом Масленицы ) .

1-скоморох : Расступись, честной народ, Масленица к нам идёт !

2-скоморох : Дорогая наша гостья, Масленица ,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная!

Давайте, детушки пославим её, повеличаем.

Дети : Масленица дорогая , наша гостьюшка годовая

На саночках расписных, на кониках вороных.

1-й ребёнок : Наша Масленица ты широкая ,

В детский сад к нам пришла, и веселье принесла!

2-й ребёнок : Дорогая наша Масленица !

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная!

3-й ребёнок : Платок ситцевый, новомодненький!

Живёт Масленица семь деньков ,

Оставайся, Масленица , семь годков!

Ведущий : Крепче за руки беритесь и по кругу становитесь.

Будем весело плясать, Масленицу провожать !

(Дети водят хоровод и пляшут под народную песню «Ай, заинька, ай, серенький» )

1-скоморох : А сейчас, честной народ, гостей ряженых черёд,

Гляди во все уши, хлопай в ладоши и слушай.

2-й скоморох : Метла летит реактивная - изобретение дивное,

Кто на ней летает, тот людей удивляет!

Кто это?

Дети : Баба – яга!

Ведущий : Да у нас не одна Баба-яга, а целых две. Вот так фокус!

Ягуся Гавриловна : Да, позвольте представиться! Я - Ягуся Гавриловна.

Ягуся Даниловна : А я - Ягуся Даниловна.

Ягуся Гавриловна : Фу – фу, русского духа видимо- невидимо! А чего вы здесь собрались? Секрет, какой, аль нет?

Ведущий : Праздник у нас – Масленица ! Мы зиму провожаем, весну красну встречаем, а с вами играть будем.

Ягуся Даниловна : А как?

Ведущий : А вот так!

Дети играют с Ягусей Гавриловной и Ягусей Даниловной в игру «Не попадись» . (дети дразнят Бабок-Ежек и убегают, а те их ловят) .

Ягуся Гавриловна : Ах, так! Вы на праздник собрались , и нас дразнить пытались! Мы сейчас как засвистим, всем вам мигом отомстим!

Ягуся Даниловна : А мы Масленицу украдём , в лес дремучий унесём!

(Бабки-Ёжки крадут чучело Масленицы и убегают ) .

(Звучит русская народная музыка, в зал входят Иван да Марья) .

Иван : Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

Марья : Милости просим! Давайте знакомиться. Меня зовут Марьюшка!

Иван : А меня - Иванушка! А как вас? По команде «РАЗ, ДВА, ТРИ» своё имя назови! (Дети произносят каждый своё имя одновременно) . Ой, ничего не понял, давайте ещё раз. (Знакомство повторяется) . Ну вот и познакомились !

Марья : Вы, наверное, весёлые ребята, любите играть? Тогда давайте поиграем!

Иван : Сначала проведём разминку. Повторяйте за мной :

Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп-

Я беру себя за лоб.

Это что, у вас лоб на коленке находится? Вот это я вас разыграл! Будьте внимательны и берите себя за то, что я назову, а я вас буду путать и дальше. (Выводит самых внимательных детей в центр) . Ой, какие вы внимательные. Спляшите нам, а мы вам похлопаем. (Дети пляшут) .

Марья : Ну, вот и размялись, а теперь можно в весёлые игры поиграть.

Проводиться игра «Золотые ворота» .

1-й скоморох : Повеселили вы детушек! Позабавили, да потешили! А теперь пора Масленицу выручать

(Вдалеке слышится свист, гул, грохот, Бабки-Ёжки летят на мётлах и в руках у них чучело Масленицы ).

Ведущий (обращается к Бабкам – Ёжкам) : Зачем Масленицу украли ? Всех ребят огорчили?

Бабки–Ёжки : Хотели с вами поиграть, повеселиться да блинами угоститься, а вы нас дразнить вздумали, вот мы и украли Масленицу .

Ведущий : Ну, хорошо, давайте мириться!

Ягуся Гавриловна : Мы просим прощения у ребят, раскаиваемся, и больше не будем так делать.

Ведущий : Мы простим вас, если вы с нами поиграете.

Бабки – Ёжки : С удовольствием!

Проводится эстафета «По мётлам» .

Бабки – Ёжки возвращают чучело Масленицы и уходят .

Скоморохи : Поскорее одевайтесь да на улице с Масленицей прощайтесь !

Фонограмма русской народной музыки, дети выходят из зала. Праздник продолжается на открытом воздухе.

Ведущий и скоморохи проводят на улице русские народные игры и забавы

1. Игра «Тетёра» (старшие группы) .

2. Игра «Горелки» (подг. гр) .

3. Найди свой кружок (средние гр.) .

4. Эстафета «Гонки санок» (подг. гр) .

Скоморохи :

Ох! Давно блинов не ели!

Мы блиночков захотели!

Тин-тин-тинка,

Подай блинка!

(Всех угощают блинами) .

Ведущий : Масленица мокрохвостая ,

Поезжай домой со двора,

Отошла твоя пора!

Уходи, зима, ко дну,

Присылай скорей весну!

Скоморохи (поджигают чучело Масленицы со словами ) :

Загорись, моя лучина,

Улетай, зима- кручина!

Масленица , загорись!

Огненная, всполыхнись!

(звучат русские народные песни, все пляшут)

Форма проведения: соревнования.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Укреплять здоровье учащихся.
  3. Развивать физические способности.
  4. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.
  5. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Инвентарь: скакалки, обручи, кубики.

Ход праздника

Действующие лица! первый скоморох; второй скоморох; Ярило - предвестник весны; Морена - застаревшая зима; дети.

Действие происходит в спортивном зале.

1-й скоморох. Добрый день, дорогие гости.

2-й скоморох. Хорошо, что пришли размять кости.

1-й скоморох. На дворе широка Масленица.

2-й скоморох. Да Морена с Ярилой дразнятся.

1-й скоморох. Свои косточки ломают.

2-й скоморох. И на игрища нас зазывают.

1-й скоморох.Зима в трубу - весна к порогу, согревает землю “Блин” - понемногу. Приди, приди, Весна-красна, дадим тебе хлеба и кросна.

2-й скоморох.Но что-то Масленица задержалась, иль в дороге где-то потерялась, ты приди скорее к нам, к забавам нашим и блинам.

1-й скоморох. Ребята, а вы знаете, что такое Масленица?

Дети. Да (нет).

2-й скоморох.Этот праздник пришел из старины. Из нашей древней глубины. К восходу весны золотой, к уходу зимы лютой.Так же праздник для ребят. Для честных людей со всех волостей. Мы проводим Зимушку - злую, лютую, повстречаем Веснушку -теплую, любую.

1-й скоморох.

Пусть уходит, пусть спешит,
Ручьем талым убежит.
Чтоб быстрей она ушла,
Нам играть пора пришла.

2-й скоморох (обращаясь ко 2-му скомороху). Слышишь, братец, стук да гром? Кто там чинит нам погром?

1-й скоморох (прикладывая руку к уху). Слышу я Ярилы клик и Морены дикий крик.

Входят Ярило и Морена. Ярило во всем красном: колпак, сапоги, рубаха, штаны. Морена - в синем, на ней висят сосульки.

Морена (зло). Не быть весне, не быть блинам. А быть пурге, снегам, снегам!

Ярило. Не злись. Морена, уходи, и больше к нам не приходи. Видишь, Масленицу все ждут, твою куклу в поле жгут.

Морена. Ничего, вам я докажу, силушку свою покажу.

Ярило. Да не хвались ты зря, подруга. давай игрой побьем друг друга. Вот тогда узнаем мы, кому есть лапти, кому - пимы.

Морена. Что ж, в заклад играю. Уйду тогда, коль проиграю. Если выиграю в игре, уходить, дружок, тебе.

Ярило. Будем биться по рукам (протягивает руку). Пусть же блин поможет нам. А ну скорей делись, ребятки, мы с Мореной нынче матки.

Все ученики делятся на две команды.

Морена. Скоморохи, не сидите, четко за игрой следите (пауза).

Вот разбились, разделились и в заклад с тобой побились.

Во что же будем мы играть?

Ярило. Намгорелочки б позвать. Поиграли бы, погрелись, да с весною песню спели.

Все участники играют в двойные горелки.

Морена (тяжело дыша). Хороша игра твоя, вот тебе в ответ моя. В снежны бабки поиграем, Поглядим, кто проиграет.

Команды играют в “Бабки”.

1-й скоморох. Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки

2-й скоморох. Чем бы их еще занять, может невод погонять?

Ярило. Хороша игра, ее мы знаем.

Морена. За компанию сгоняем.

Дети играют в русскую народную игру “Невод”.

Морена. Ох, устала я, Ярило, то игра меня сморила.

Ярило.Вижу, ты уже сдалась, в путь-дорогу собралась?

Ты весне даешь дорогу?

Морена. Отдохнуть мне дай немного, мои ноженьки пристали, да детишечки устали.

Ярило. Дети, дайте мне ответ, вы устали или нет.

Дети. Нет (Не-е-е-т).

Ярило. Сейчас узнаем точно мы, Власть весны-илизимы? Возьмем-ка в руки перетяжки, Посмотрим, чьи сильнее бляшки.

Морена. Ну что же, давай посмотрим.

1-й скоморох. Да, битва будет здесь большая, а где же подтяжка?

2-й скоморох. Есть стальная.

1-й скоморох. Нет, дай подтяжку нам другую, они сломают же стальную.

Скоморохи берут канат и дают командам. Команды соревнуются в перетягивании каната.

2-й скоморох. Хороши команды наши, много видно едят каши.

1-й скоморох. Запивают молочком, заедают калачом.

Ярило. Ты, Морена, не сердись, в путь-дорогу соберись. Ну, а завтра поутру отправляйся в Воркуту. А потом на Север Крайний, где снегов простор бескрайний.

Морена. Делать нечего, друзья, кончилась игра моя. Но надеюсь я на встречу, что меня опять приветят. В ноябре с большим снежком слепят дети бабий ком.

1-й скоморох. В завершенье поиграем, в балалаечку сыграем.

2-й скоморох. Зайку старого споем, хороводповедем.

1-й скоморох. Ну-ка в круг вставайте, дети.

2-й скоморох. Маши, Паши, Вани, Пети.

Дети играют в русскую народную игру “Заинька”.

По окончании праздника всех участников мероприятия угощают блинами.

Правила русских народных игр, используемых в празднике “Масленица”

“Просо”. Дети становятся в круг, поют:

А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушали, рушали.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
Каждый куплет поется два раза.

При пении дети подражают движениям, которые обозначают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно. Надо обращать внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой о названиях, которые они намерены дать друг другу. Один дает себе название какой-нибудь птицы, другой – зверя, один -земли, другой -воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: “Матка! Матка! Чего тебе надо? Это или то?” - и выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Требуемый остается около нее, а другой идет ко второй матке.

“Двойные горелки”. Играющие делятся на две половины - правую и левую. Каждая становится одна от другой на расстоянии 10-12 м, но также парами в ряд одна за другою, как в обыкновенных горелках. Немного впереди и в середине между командами располагается отдельно пара водящих. Во время игры задние пары из каждой команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят, и те, которых поймали, становятся парой водящих. А непойманные образуют новые пары, которые становятся впереди команд.

“Бабки”. На пол ставят любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов, побеждает.

“Невод”. Играющие разбегаются по площадке. Один игрок - водящий. Он ловит детей, которые убегают от него, меняя направление движения. Поймав игрока, водящий берет его за руку, и они в паре ловят остальных. Каждый следующий пойманный присоединяется к ним. И так, пока не останется один, самый ловкий игрок.

“Заинька”. Играющие становятся в круг, а один - заинька - в середине круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю вдоль по хороводу. Заинька, серенький, некуда заиньке выскочить. Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнуть. Заинька, серенький, поскачи! Заинька, серенький, попляши!

Сценарий «Прощание с Масленицей»

(на участке детского сада)

Дети проходят на спортивный участок, встают, образуя 2 круга.

Ведущий: Собирайся народ!

Вас веселье ждет-

Масленицу провожать,

Весну красную встречать.

Ведущий: Масленица – проводы зимы и встреча весны. «Русский народ издавна устраивал зиме пышные проводы, назвав этот обряд «Масленицей». Щедро, весело и сытно праздновали Масленицу наши предки! Не было праздника в году, равного Масленице по размаху и щедрости.

На праздник зазывали в гости Масленицу, делали соломенную куклу, надевали ей кафтан и шапку, опоясывали кушаком, обували в лапти. Куклу- Масленицу с почетом и песнями носили по улицам, сажали в салазки, возили на гору, а потом ставили на самое высокое место.

Под музыку вносят Масленицу и ставят на почетное место.

Ведущий:

К нам уже спешит весна,

Будит землю ото сна.

Девицы, парни готовы,

Хороводы водить и в игры играть?

Зиму холодную провожать,

Весну красную встречать

Ждет веселый хоровод,

Не робей, честной народ.

Хоровод «Вот уж зимушка проходит» р.н.м.обр.П.Чайковского.

Ведущий : Праздник всегда проходил шумно и весело: с песнями, плясками, ряжеными и скоморохами, с девичьими хороводами и молодецкими играми.

Праздник общий мирской,

Прощайся народ с тоской!

За руки друзей возьмем.

В карусели всех зовем

Проводится игра «Карусели».

Ведущий: А сейчас, а сейчас, игра только для вас.

Не зевай, не зевай

Метлу по кругу быстро передай.

Игра «Передай предмет по кругу» (Забава «Русская метла» - передача метлы по кругу под музыку, при прекращении музыки ребенок «с метлой» выходит из круга в центр и танцует).

Появляется Баба Яга : Это кто тут с метелками играет, зиму злую провожает. Я хочу тоже поиграть с вами вместе танцевать.

Игра-танец «Если весело живется, делай так….. (делай как я).

Баба Яга: А сейчас танцуют только девочки. Только мальчики. У кого сегодня на руках перчатки, теперь те, у кого на руках варежки. У кого красные шапочки. У кого зеленые шарфики. У кого хорошее настроение.

Баба Яга: Ох, вы, милые ребятки, отгадайте-ка загадки.

Загадка:

И с икрой и со сметаной

Всякие они вкусны.

Ноздреваты и румяны,

Наши солнышки…. (блины)

Ведущий: Как на масляной неделе

Из трубы блины летели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки, мои!

Песня «Блины» (поют педагоги, дети подпевают).

Ведущий: Кто из вас ребята знает пословицы и поговорки о Масленице и блинах?

  • МАСЛЕНИЦА - ОБЪЕДУХА, ДЕНЬГАМ ПРИБЕРУХА.
  • НЕ ЖИТЬЕ, А МАСЛЕНИЦА.
  • БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН.
  • БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ.
  • БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ.
  • НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

Ведущий : Сейчас еще одна игра на внимание и выдержку. Пока музыка играет можно весело смеяться, как только музыка замолчит вы должны замереть. Кто не выдержит выходит из игры.

Проводится игра «Хохотушки» (под музыку смеются, без музыки молчат).

Ведущий: Честная Масленица!

Весело тебя встречать,

Трудно со двора провожать.

Ребята, пора с Масленицей прощаться.

Ты прощай, ты прощай Масленица,

Ты прощай, ты прощай, широкая.

Скажем Масленице спасибо!

Все вместе : Масленица, прощай!

На следующий год опять приезжай!

Масленицу выносят за пределы спортивной площадки и сжигают.

На участках групп продолжаются игры-соревнования, аттракционы:

«Собери снежки». (снежки, корзины) «Попади в ворота»(снежки, клюшки)

«Накорми колобка» (кидают снежки в обручи), «Собери льдинки в корзинки».

Игра «Ручеек», «Плетень» и др.


Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Cценарий представляет собой внеклассное мероприятие, которое должно проводиться на улице (пришкольная территория, парк, лес и т.д.). Данный сценарий разработан для класса, дети в котором занимаются туристической деятельностью, однако может быть адаптирован под любой класс – просто как мероприятие на свежем воздухе, а также под начальный уровень владения туристическими навыками.

Цель мероприятия: проведение спортивно-туристического праздника по мотивам традиционных масленичных развлечений.

Задачи мероприятия

  • Знакомство детей с историей праздника Масленица и традиционными народными развлечениями масленичной недели
  • Формирование дружеских отношений в коллективе, развитие чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
  • Оздоровление детей, демонстрация преимуществ активного времяпрепровождения на свежем воздухе.
  • Актуализация туристических навыков детей.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Формирование бережного отношения к природе и навыков сохранения окружающей среды.

Основная форма организации – групповая (спортивные конкурсы, задания на совместную работу).

Комментарий: сценарий представляет собой внеклассное мероприятие, которое должно проводиться на улице (пришкольная территория, парк, лес и т.д.). Данный сценарий разработан для класса, дети в котором занимаются туристической деятельностью, однако может быть адаптирован под любой класс – просто как мероприятие на свежем воздухе, а также под начальный уровень владения туристическими навыками.

Необходимое оборудование – ледянки, 2 бутылочки с цветной водой разных цветов, 2 флажка разного цвета, 2 газовые горелки, 2 сковороды, посуда, ленты, одежда для чучела Масленицы, краски, кисточки, солома/газеты для чучела, жетоны командам-победителям.

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте, дети! Поздравляю вас с праздником – Масленицей! Масленица – один из самых любимых и веселых народных праздников, это целая неделя развлечений, игр, угощений и общения. Именно поэтому его так любили на Руси и празднуют до сих пор. Сегодня мы решили отметить Масленицу по-настоящему – так, как это делали много веков назад наши предки – уличными гуляниями, играми, развлечениями и угощениями. Чтобы провести наш праздник – давайте поделимся на 2 команды.

Дети делятся на команды.

Педагог: Отлично, теперь у нас есть две команды. Ребята, давайте подумаем, оттуда у праздника такое название?

Дети отвечают.

Педагог: Верно, именно в эту неделю люди едят много молочных продуктов – молоко, масло, сметана, едят блины в гостях и приглашают к себе гостей на угощение. Поэтому имя этого праздника – Масленица. Но Масленицу называли по-разному – объедуха, блинница, блиноедка, маслёна. Подумайте и назовите свои команды названиями, связанными с праздником.

Дети совещаются, выбирают названия.

Педагог: Ребята, какие названия вы придумали своим командам?

Ребята сообщают названия.

Педагог: Замечательно! Мы с вами уже назвали самую известную традицию Масленицы - угощаться блинами. А какие ещё традиции вам известны?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно! Особенно людям нравились народные гуляния и игры. При Петре I в городах стало популярным катание с больших ледяных горок, выбирались спуски к рекам и заливались водой, в больших городах горки строили специально. Люди катались так, что рвались даже шубы и кафтаны. В деревнях это развлечение также было очень популярно: существовала даже примета – кто дальше с горки съедет – у того лён вырастет самый высокий. Давайте и мы попробуем это старинное развлечение – от каждой команды нам нужно будет по 5 человек. Каждый участник съедет с горы, судья внизу будет ставить метку цветной водой. Та команда, чья метка окажется самой дальней, - победит в этом конкурсе.

Дети выбирают участников, педагог назначает двух судей из разных команд, выдаёт им бутылочки с водой.

Участники конкурса по очереди съезжают с горки, судьи делают отметки, называют победителя. Во время заездов педагог напоминает командам, что нужно поддерживать участников. Команда-победитель получает жёлтый жетон, символизирующий блинчик.

Педагог: Отлично, все молодцы, теперь мы знаем, кто вырастит самый лучший урожай. Давайте вспоминать ещё известные вам традиции – молодёжь очень любила кулачные бои, самое известное масленичное развлечение – взятие снежного городка. Вспоминайте картину Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка». Кулачные бои бывали не только массовыми, выходили биться и один на один. Эта забава называлась «Петушиные бои» - в очерченный круг выходили 2 человека – одной рукой участник должен держать одноимённую ногу, вторая рука – за спиной. Подпрыгивая на одной ноге, нужно вытолкнуть своего соперника из круга. Пожалуйста, будьте аккуратны друг с другом, помните, что это всего лишь игра.

Педагог выбирает пары из разных команд, пары формируются из участников, одинаковых по телосложению, близкими по весу и уровню физической подготовки. В это время девочки остатками цветной воды обозначают круг, размер круга должен быть таким, чтобы участники смогли передвигаться внутри него, но не слишком широким, чтобы на выталкивание из круга не уходило слишком много времени. Остальные дети встают по периметру круга, чтобы поддерживать участников, а также не дать упасть вытолкнутому участнику.

Проходит конкурс, победитель в каждой паре получает жетон, все они идут «в копилку» одной команды.

Педагог: Еще об одной традиции вы говорили сегодня – сжигание чучела масленицы. Этот старинный обычай имеет глубокий смысл – вместе с чучелом масленицы сгорает всё плохое – уходят в прошлое нехорошие события, происшествия, неудачи. Происходит возрождение к новой жизни, к новым успехам. Сегодня мы обязательно сожжём чучело, но сначала его необходимо сделать.

Выдаётся необходимый инвентарь, команды вместе делают крестовину, одевают чучело, готовят голову чучела.

Педагог: а теперь давайте украсим наше чучело - сделаем украшения из лент.

Каждая команда получает деревянное кольцо, по 20 коротких лент.

Педагог: давайте сделаем украшение для нашей масленицы. Из коротких лент вам нужно сделать 5 длинных и привязать конец каждой длинной ленты к кольцу. Затем мы оденем эти кольца на крестовину под голову нашего чучела, во время хоровода можно будет взять в руки эти ленты.

Как мы будем делать длинные ленты? Дайте вспомним, какие узлы используются в туризме для связывания двух веревок одинакового диаметра и крепления к опоре?

Дети отвечают (прямой, встречный, грейпвайн, штык, булинь).

Педагог: каждая команда должна сделать из 20 коротких лент 5 длинных, связав между собой по 4 коротких ленты 3-мя разными узлами. К основанию – деревянному кольцу, его можно привязать любым узлом, предназначенным для креплении к опоре.

По команде дети начинают вязать, та команда, которая закончила первой, даёт знак, педагог поверяет узлы. Если есть ошибки в завязывании – команда исправляет их.

После того, как обе команды справились с заданием, и победитель определён, кольца с лентами помещаются на крестовину, сверху надевается голова чучела.

Педагог: наше чучело готово! Но прежде, чем мы сожжём его, давайте вспомним, о какой главной масленичной традиции мы с вами уже говорили?

Дети отвечают: блины.

Педагог: Сейчас мы будем печь блины так, как это вы делаете в походных условиях.

Каждая команда получает газовую горелку, газ, сковороду, ингредиенты для теста – муку, молоко, яйца, сахар, соль, масло в необходимых пропорциях.

Педагог: ребята, у вас есть 20 минут – за это время вам нужно завести тесто и выпечь как можно больше блинов.

Дети заводят тесто, пекут блины на газовой горелке, педагог контролирует включение горелки, при необходимости – подсказывает.

По истечении времени блины пересчитываются, команда, испекшая больше блинов, – получает жетон.

Далее (в зависимости от места проведения) сжигается чучело масленицы. Если это лес – дети собирают валежник, обкладывают чучело, педагог проговаривает правила поведения у костра, после сжигания чучела – напоминает, что огонь необходимо потушить, угли присыпать снегом. Если это территория, на которой нельзя разводить огонь, – можно поводить вокруг чучела хороводы, разучив с детьми небольшие песенки о проводах зимы.

Педагог: ребята, мы с вами вспомнили все главные масленичные традиции – какие из них вам понравились больше всего?

Дети отвечают.

Педагог: как вы думаете – почему этим древним традициям удалось добраться до наших дней и вы с удовольствием делаете то же, что делали ваши предки много лет назад?

Дети высказывают свои мнения, педагог подводит итог – Масленица это активные игры на свежем воздухе, вкусные угощения, но в то же время - интересное совместное времяпрепровождение, время для общения.