Полезные свойства памяти. Суперпамять

Согласитесь, одно-два поколения, воспитанные без уроков истории, без рассказов о подвиге, да и просто о жизни их предков (дедов-бабушек, прадедов), о традициях, обычаях, принятых в вашем роду, короче – в беспамятстве, и все, перед вами «чужие»-родные вам люди. Чужие в смысле отсутствия общих дорогих воспоминаний, неведения о ценностях, принятых в семье-роду, приоритетов.

Вас объединяют только кровное родство, общая фамилия, да и то, что в случае чего (с вами) они будут обозначены в числе наследников первой (второй) очереди.

На днях присутствовала на вечере по случаю 90-летия одной замечательной женщины. Ее не стало без малого 30 лет назад. Образ мамы остался четким в памяти дочерей-зятьев. А вот их дети ее уже не помнят. Нет, конечно же, на фото они ее могут распознать, вот только утром на могилку к ней съездили, возложили цветы. А то, какой классной она была, как выжила в военные годы, каких успехов достигла в жизни, они не знают. Их оправдывает возраст – бабули не стало, когда они еще «под стол пешком ходили». Получается, что это упущение старших – мало рассказывали, объясняли. Выходит, надо восполнить эти пробелы. И это лишь один частный случай. Что уж говорить о событиях, некогда значимых для многих народов, истории целой страны?

… В эти дни отмечалась очередная годовщина со дня освобождения Киева от фашистских захватчиков. Киевская наступательная операция проходила с 3 по 13 ноября 1943 года. Ее итогом стало освобождение советскими войсками городов Киев и Житомир. С той поры прошло ровно 74 года. И именно в ночь с 6 на 7 ноября, в парке Вечной Славы города Киева какие-то подонки под покровом ночи залили цементным раствором Вечный огонь. Звонок с сообщением о повреждении памятника поступил в полицию во вторник утром.

Прибывшая на место происшествия полиция обнаружила 8 ведер, в которых эти «бедоносцы» принесли раствор цемента. Надо отдать должное, замглавы Киевской городской госадминистрации Алексей Резников заявил, что «подобные акты вандализма – позорный пример неуважения к истории и памяти героев» и что он «… уверен, что вандалам не избежать ответственности». К слову, этот мемориал Вечной Славы на Печерских холмах посвящен погибшим во Второй мировой войне. Его открыли ровно 60 лет назад, 6 ноября 1957 года.

Здесь кто-то может напомнить мне, что, мол, на Украине с мая 2015 года действует закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического режимов. Этот документ запрещает изготовление и публичное использование символики, в частности изображения советских флагов и гербов, а также публичное исполнение гимнов СССР, Украинской и других советских республик. Да, это так. Но памятники участникам Второй мировой войны под действие этого закона не подпадают. Вообще, этот факт ужасен сам по себе. Киев, за освобождение которого было отдано столько жизней, и вдруг такое…

Сталкиваясь с подобным «беспамятством», хочется задать только один вопрос вандалам: «Как вам самим без мозгов-то живется?!»

У нас в Казахстане, в родном Шымкенте пока с этим все более-менее в порядке. В Шымкенте есть уникальный мемориал Славы, парк «Женис» («Победы»), филиал ЮКО историко-краеведческого музея «Ерлик» («Мужество»), Карта героев на кладбище по улице Толстого, отдельные памятники Героям войны. Чтим, помним. А где-то даже как бы заново открываем для себя имена героев минувших дней.

Выходит, это значимо для нас, есть потребность на генетическом или каком другом уровнях иметь в числе родных, знакомых, земляков героев-маячков, благодаря которым жизнь на этой планете стала лучше, осмысленней.

Примером «узнавания заново» служит подвиг 18-летнего юноши из отделения Катын-копр Ережепбая Молдабаева. Сегодняшние парни и девушки все чаще и чаще «примеряют на себя» факты биографии своего земляка, спрашивают себя: а я бы так смог? В 18 лет этот обычный южноказахстанский паренек попал на фронт. Стал командиром отделения 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии. Это 1-й Украинский фронт. За свою очень короткую жизнь этот юноша как минимум трижды отличился в боях. При освобождении города Бердичева Ережепбай первым ворвался в траншею врага и уничтожил гранатами и из автомата 5 гитлеровцев. В июле 44-го – при форсировании Днепра. Погиб младший сержант Молдабаев 7 августа 44-го в очередном бою. Похоронен в польском селе Грудза Люблинского воеводства.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 23 сентября 1944 года посмертно. Было ему всего 19 лет.

А что как не долг памяти – состоявшийся военный парад-2017 на Красной площади в Москве… Без памяти об истории, о своих предках народу, государству не выжить. Дух предков – это не выдумка, это что-то очень значимое, основа основ, по сути – наш фундамент. Доброго расположения ушедших, духов предков еще надо заслужить. Казахи говорят: «Өлі разы болмай, тірі байымайды», в примерном переводе на русский: «Пока умершие не будут удовлетворены, у живых дела не пойдут». Помните своих предков, не позволяйте искажать историю, кроме нас, старших, за нее скоро некому будет заступиться.

Фарида Шарафутдинова

Программы по скорочтению помогают развить не только быстроту чтения но и память. С помощью специальный упражнения и техник Вы сможет существенно улучшить свою память.

Возможности памяти - безграничны. Многочисленные исследования в этой области скорочтения показали, что развитие памяти - это дело человеческих рук, точнее человеческого разума. Сегодня учеными всего мира разрабатываются специальные упражнения для развития памяти - курсы скорочтения и развития памяти доступны сегодня любому желающему. И желающих, надо сказать, находится немало.

Зачем человеку нужна хорошая память?

Так мало времени, и так много хороших книг. Иногда его катастрофически не хватает даже на запланированные дела, не говоря уже даже о книгах. Да и сам процесс чтения хоть и увлекательный, но тоже отнимает время. Если у вас есть желание овладеть популярными и эффективными техниками скоростного чтения, с помощью которых вы научитесь буквально «проглатывать» даже самые большие книги, мы предлагаем несколько из них.

Существует множество вещей, которые мы в спешке, суете жизни просто не замечаем. Кто из нас радуется каждое утро, что у него есть две руки и две ноги? А кто радуется тому, что он помнит свое имя, имена всех своих близких, их привычки, предпочтения, свои обещания? Можно без преувеличения сказать о том, что память - это то, на чем держится жизнь человека. Личная жизнь, карьера, здоровья... в общем все.

Отсюда логичный вывод - чем более развита будет у вас память, тем выше будет качество вашей жизни.

Добиться успеха в любой области несложно, нужно лишь позаботиться о том, чтобы память не подвела в нужный момент. И она не подведет, если вы решите начать изучать курсыскорочтения и развитияпамяти, выполнять разнообразные упражнения для развития памяти.

В наше время уже недостаточновладеть информацией приблизительно и частично. Требование современного мира - цепкий ум, хорошая память, умение быстро усваивать иобрабатывать новую информацию.

Если вы решаете задачу и не находите ее решение достаточно долгое время, значит нужно поменять метод решения или поставить другую задачу. Нет упражнений для развития навыка скорочтения, а есть упражнения на активизацию интереса к жизни.

Люди ленивы и не хотят использовать поисковой машиной. Готовы платить за ерунду вместо того, чтобы задать вопрос и получить у всезнайки - Google.

Построение внутренних и внешних монологов, чтобы были интересными, артистическими - тоже очень ценная практика. скорочтение для детей

Освоение иностранных языков ценная практика. Осваивая иностранные языки, ты осваиваешь и свой родной язык. При этом ты осваиваешь эффективное чтение, и быстрое чтение.

Мы все по разному читаем и при помощи разных технических средств.

Допустим Вы читаете сказку "Три поросенка". Ее можно представить в виде трех картин: 1) три поросенка на полянке (без крыши над головой), 2) три домика и 3) итоговая сцена с волком. К этим картинкам можно добавить еще две-три других ключевых сцены. Обязательно представьте себе последнюю картинку истории - триумф поросят.

Как показывает практика, освоив эту простую технику, люди могут удерживать в памяти и легко воспроизводить в разговоре что угодно - презентацию, деловые сюжеты и т.д.

Есть еще один похожий вариант запоминания. Известный ученый Лурия исследовал Шерешевского, обладающего феноменальными способностями к запоминанию. Шерешевский использовал очень простую технику: представлял себе улицу, которую знал до мельчайших подробностей, и мысленно расставлял вдоль нее то, что хотел запомнить.

Читая украинский текст я понял, что применяю те же стратегии чтения что и при чтении по русски. Я например, заметил, что я читаю блоками слов. Возможно на русском и от части в знакомом мне английском языке, но совершенно неприемлемо для украинского.

Быстрое чтение не дается само по себе в процессе отдельной практики. Оно приходит к тем, кто ведет творческую жизнь, общается всеми возможными способами с другими и с собой, и в процессе этого общения развивает все стороны своего ума, своей души.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, зачем человеку память и что она из себя представляет?

Есть несколько определений памяти, приведу здесь два из них: «Память – это преодоление отсутствия» (Пьер Жане) и «Память — это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)» (Г. К. Середа).

Иными словами память – это способ сохранения полученного ранее опыта для использования его в

Что же происходит с информацией, после того, как она попадает в наш внутренний мир? Попробуем заглянуть внутрь себя и отследить эти процессы.

Представьте себе, что Вы находитесь у того места, через которое информация из внешнего мира поступает в Ваш внутренний мир.

Вообразите, что где-то внутри Вас есть большое помещение, состоящее из нескольких залов. В одном из них прямо из отверстия в стене выезжает огромный эскалатор, на котором стоит множество книг. Эти книги не сваливаются в кучу у подножия эскалатора, а сходят с него и организованно разбегаются по залу, забираются на расположенные здесь стеллажи и устраиваются на своих местах, рядом с другими книгами, которые оказались здесь раньше.

Но этим дело не заканчивается. Из книг вылетают страницы и по воздуху планируют в другие залы. Эти страницы могут забираться в стоящие рядом книги или меняться друг с другом местами. Движение не замирает ни на минуту. Оно не хаотично, а подчиняется определенной закономерности. В этом месте различные механизмы памяти производят обработку информации.

Сенсорная память обрабатывает информацию, поступающую от органов ощущений, и удерживает её очень недолго (меньше одной секунды). Здесь же трудятся зрительная и аудио память. Большая часть поступившей информации сразу же начинает забываться.

Та информация, которой удалось сохраниться, перемещается в кратковременную память. Информации удается сохраниться тогда, когда на нее обращается внимание. Кратковременная память также имеет название рабочей или оперативной, т.к. она обеспечивает связанность и единство деятельности человека. Поступившая в кратковременную память информация сохраняется в ней от нескольких минут до нескольких часов, после чего перемещается в долговременную память или забывается.

Количество хранящихся в кратковременной памяти объектов ограничено и составляет от пяти до девяти. Запоминать большой объем информации помогает его группировка, таким образом, чтобы в каждой группе содержалась одна самая важная мысль, которая помогает воспроизвести все остальное.

Наибольшего развития и работоспособности кратковременная память достигает в возрасте от пяти до одиннадцати лет, потом она сохраняется в стабильном состоянии до тридцати лет, а после тридцати лет постепенно ухудшается. Но некоторым пожилым людям удается сохранить свою кратковременную память на уровне молодости, а то и улучшить.

Информацию, переместившуюся в долговременную память можно вспомнить и через много лет. За всю жизнь из памяти человека исчезает примерно 28% поступившей в нее информации, остальное остается в ней в течение всей жизни.

Для перемещения информации в долговременную память требуется от 15 минут до одного часа. Самый простой способ переноса – повторение. Но повторение должно быть не механическим (зубрежка), а осмысленным.

Для того, чтобы запомнить нужную информацию необходимо:

— понять её;

— при запоминании информации установить логику изложения или логику следования событий;

— распределить запоминаемый материал на логические части и найти в каждой из них одну основную мысль или фразу, вокруг которой можно будет собрать все остальное.

Группируя материал по смыслу, человек разбивает информацию на части исходя из собственного разумения, чтобы потом из разрозненных частей он мог составить осмысленный рассказ. Здесь памяти помогает мышление.

Информация из долговременной памяти извлекается дольше, чем из кратковременной, т.к. зал с долговременным хранилищем находится дальше от входа и до него еще нужно добраться.

О том, какие виды памяти выделятся исходя из критерия времени, и почему механическое запоминание хуже осмысленного поговорим в следующих статьях.

Зачем нужно улучшать свою память?

Смешной вопрос, скажете Вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности.

Их логика сводится к следующим аргументам: Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее — можно и записать.

Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят.

Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, чего достигает человек, тренируя память?

1. Внимание

Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

2. Мышление

Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление — ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное — использование, которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем.

Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию — забудешь, зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета — попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.

3. Воображение и творческая деятельность

Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

4. Защита мозга человека от возрастных изменений

То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать.

То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым.

Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей — памяти, концентрации внимания, мышления и прочего.

Как мы с Вами видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека. Всему этому и не только Вы можете научиться в «Школе скорочтения и управления информацией Васильевой Л.Л.»

Итак, зачем нужно улучшать свою память? Смешной вопрос, скажете вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее - можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят.
Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, чего достигает человек тренируя память?

  1. Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
  2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию - забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.
  3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
  4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.