Программа " художественный труд". Ручной и художественный труд Задачи трудового воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А
. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Ручной художественный труд (природный и бросовый материал).

    Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.

    Виды ручного художественного труда

    Создание поделок - доступный и эстетичный вид детского творчества.

    Создание картин - наиболее характерен для детей младшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.

    Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина, теста.

    АппликацияВиды работы с бумагой:

    Манипулирование с бумагой дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий. артпедагогика рисование лепка труд

    Создании плоскостных картин.

    Традиционная форма работы с аппликацией.

    Создание объемных картин - под руководством и с помощью педагога

    Оригами - японское искусство складывания бумаги. Диапазон возможностей школьников при работе с техникой оригами широк.

    Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

    Ещё одно занимательное упражнение, которое нравится детям это моделирование образа букв с использованием подручного материала, что помогает лучше запомнить образы букв, коррегировать дисграфию.Данный приём используется для решения множества коррекционных задач, например для автоматизации поставленного звука в чистоговорках и скорговорках.

    Музыкальная деятельность.

    Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус).

    Музыку на логопедических занятиях используют при выполнении физкультминуток, при проведении пальчиковых и артикуляционных гимнастик.

    Эффективный коррекционный результат музыка даёт при автоматизации звуков. Это помогает ребёнку расслабиться и не заострять внимание на артикуляционном укладе, что способствует ускорению автоматизации коррегируемого звука, скорейшему переходу на бессознательных уровень, то есть к автоматизму.

    Ещё одной важнейшей составляющей стороной речи является слоговая структура слова. Может быть не нарушен ни один звук, но если нарушена слоговая структура слова, то речь будет невнятна и непонятна для окружающих. Следовательно, речь перестаёт полноценно нести свою коммуникативную функцию. Поэтому логоритмические музыкальные занятия являются неотъемлемой и обязательной работы в специальных (коррекционных) классах. Это: пропевание, простукивание, протопывание, прохлопывание слова под определенный ритм с музыкальным сопровождением.

    Виды музыкальной деятельности

    Восприятие (слушание) музыки.

    Использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.

    Пение. Пение - наиболее близко и доступно детям.

    Танцевально-двигательные деятельность.

    Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

    Игра на музыкальных инструментах

    Известно о влиянии пения на здоровье человека. В медицине существует целое направление, занимающееся лечением различных заболеваний пением? вокалотерапия. Для коррекции нарушений речи используется арттерапия, в основе которой лежит работа с гласными буквами.

    Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота речи ребенка. К тому же систематические упражнения с гласными звуками исполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции, развитию фонематического слуха.

    Правильное произношение гласных звуков и умение слышать и вслушиваться в эти звуки имеет огромное значение для коррекции звукопроизношения и оздоровления в целом. Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и выполнять артикуляционные упражнения с артикуляционными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками: А? показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. О? указательный палец соединяется с большим, образуя кольцо, остальные выпрямлены. У? кисть сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового отверстия. И? «улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные пальцы сжаты в кулак. Э? мягкие свободные руки показать ладошкой вверх. Имитация открытого, но не столь напряженного рта, как при звуке «А» Ы? указательный и большой пальцы левой руки образуют кольцо, остальные прямые плотно сжатые пальцы подняты вверх. Пальцы правой руки все плотно сжаты и подняты вверх.Весьма привлекательно, что использование гласных звуков не требует особого таланта или специальных способностей, этим даром обладают все.

    Театрализованная деятельность.

    Способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра. Школьник с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Любимые герои становятся образцами для подражания. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его настроение, способы общения со сверстниками.

    Опосредуя с куклами или героями спектаклей взаимодействие с другими людьми, ученики постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Подражая своим героям, говорят правильно, эмоционально, выразительно. Важнейшим, на наш взгляд, моментом, является то, что при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра), новая роль является посредником, сглаживает травматизм ситуации коммуникации, что снижает уровень и частоту аффективных реакций.

    Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

    Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения, формирования образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

    Таким образом театрализованная деятельность является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у обучающихся с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

    Игровая деятельность.

    Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра - это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

    Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, "психический простор" и "психическую свободу", необходимую для того, чтобы "могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”. Л.С. Выготский

    1. Игры с песком. Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

    Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.Это одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, является прекрасным стимулом для развития.

    В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребенок представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.

    Ребенок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку - ведь на песке ее легко исправить и добиться нужного результата, что создает для него комфортное психоэмоциональное состояние в процессе обучения.

    Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти,мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связной речи.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

    Принята

    педагогическим советом

    протокол № 2 от 31.08.2016

    Утверждена

    приказом по МБОУ

    «Школа-интернат№ 9»

    от 31.08. 2016 № 155п

    Рабочая программа

    учебного предмета

    «Художественный труд»

    Составитель:

    Учитель Гайдрих Ю.А.

    2017-2018 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по художественному труду составлена на основе:

    1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .

    3. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа-интернат № 9» от 31.05.2016 № 121п.

    Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.

    Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 5 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.

    Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники:

    Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.

    Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает: конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.

    В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие

    возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.

    Цель предмета: Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

    Задачи:

    1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

    2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства,

    формировать основы эстетического восприятия.

    3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

    Предмет «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

    Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.

    Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:

      развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;

      формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;

      воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.

    В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

    При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.

    Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.

    Планируемые результаты.

      название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

      название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

      правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

      правильно пользоваться ручными инструментами;

      способы обработки различных материалов;

      правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

      соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

      анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

      экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

      соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

      организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

      бережно относиться к инструментам и материалам;

      экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

      самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

      выполнять работу, используя художественные материалы;

      правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

      самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

    Учебно – тематический план

    п/п

    Наименование раздела

    Всего часов

    Вводное занятие

    Работа с бумагой

    «Волшебница природа»

    «Бумажные фантазии»

    «В царстве тканей и ниток»

    «Пластилиновая страна»

    «Остров ненужных вещей»

    Итого: 204 часа

    Календарно-тематическое планирование

    5 класс (6 часов в неделю).

    Всего часов

    Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

    Обработка бумаги. Оригами.

    Оригами « Рыбка».

    Оригами « Лягушка».

    Аппликация из бумаги. Листопад.

    Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

    Симметричное вырезание из бумаги. Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

    Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование.

    Симметрия и асимметрия в композиции. Панно из бумажных листьев различной формы.

    Изготовление коробочек для карандашей.

    Аппликация «Рыбки в аквариуме»

    Флористика. Поделки из осенних листьев.

    Поделки из засушенных листьев и цветов.

    Рельефное изображение растений

    Рисуем бабочку.

    Аппликация из листьев «Бабочка».

    Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.

    Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»

    Панно из семян «Узоры осени».

    Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).

    Бумажные фантазии»

    (работа с бумагой и картоном)

    Теоретическое занятие;

    Изготовление цветов из салфеток;

    Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

    Поделки из бумажных тарелок;

    Изготовление елочки из бумажных салфеток;

    Контурное вырезание из бумаги

    «В царстве тканей и ниток»

    (работа с тканью, нитками, пуговицами)

    Теоретическое занятие;

    Панно «Аквариум»;

    Панно из разноцветных косичек;

    Знакомство со схемами по вязанию крючком;

    Вязание цветов по схеме;

    Вязание салфеток по схеме.

    «Остров ненужных вещей»

    (работа с бросовым материалом)

    Теоретическое занятие;

    Изготовление сувенира «Яблоки»;

    Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

    Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

    Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

    Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

    Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

    Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы «Лебединое озеро».

    Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

    Изготовление поделок по выбору детей.

    Учимся шить.

    Коврики из лоскутов

    Кукла-полотенцедержатель.

    Вышивание крестиком.

    1. Из истории вышивки.

    2. Подбор инструментов и материалов для работы.

    3. Простейшие виды вышивки.

    Изготовление салфеток с элементами вышивки.

    Лоскутная мозаика.

    1. Из истории лоскутной техники.

    Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал.

    2. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом.

    3. Наволочки для диванных подушек.

    4. Накидка на табурет.

    Цветы из лоскутов.

    Ваза обшитая кусочками ткани .

    Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

    Соленое тесто

    Из истории соленого теста

    Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

    Рецепт соленого теста

    Инструменты и материалы

    Обжиг и сушка

    Раскрашивание изделий

    Изготовление изделий из соленого теста

    Миниатюрные фигурки

    «Сова»

    «Гусеница»

    «Пчелки»

    «Ежик»

    Папье-маше

    Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

    Из истории папье-маше

    Материалы и приспособления

    Технология выполнения изделий в технике папье-маше

    Оклеивание формы

    Изготовление простейших изделий

    Шар

    Ваза

    Изготовление имитации древнего сосуда из глины (пластика).

    Коллаж из ткани .

    Мозаичная аппликация .

    Выпуклые плетёные изделия. Браслет .

    Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами «Цветы в вазе».

    Обложка для книги (ткань, аппликация).

    Пригласительные билеты, поздравительные открытки с аппликацией.

    Жгутиковая керамика, изготовление контурного рельефа.

    Пластилиновая живопись. Зима. Пейзажи.

    Вырезки из бумаги. Силуэт.

    Бумажная пластика. Игрушки из конусов.

    Эстамп .

    Упаковки для подарков .

    Изготовление филимоновской и дымковской игрушки из глины.

    Создание собственной игрушки .

    Пасхальные сувениры. Расписное яйцо (папье-маше).

    Цветы из ткани «Подарочный букет».

    Бумажная филигрань. «Квиллинг» .

    Работа с природным материалом .

    Аппликация « Гроздья рябины» .

    Аппликация из салфеток « Розы» .

    Изготовление кашпо папье- маше. Роспись по мотивам декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жостово,Городец).

    Работа с солёным тестом .

    Изготовление поделки « Фрукты» .

    Коллективная работа « Натюрморт в корзинке».

    Панно « Цветы» .

    Изготовление статуэтки « Коты» .

    Изготовление фоторамки .

    Работа с глиной .

    Карандашница « Медвежонок» .

    Изготовление героев сказки « Волк и 7 козлят».

    Изготовление героев сказки « Три поросёнка».

    Изготовление героев сказки « Бурёнка из Матрёнкино».

    Изготовление поделки « Подсвечник» .

    Работа с тканью и нитками.

    Аппликация из ниток « Утёнок» .

    Аппликация из ткани « Герои мультфильмов».

    Изготовление сувениров из помпонов .

    Изготовление пальчиковых игрушек. Инсценирование театра.

    Изготовление мягкой аппликации на салфетке.

    Коллективная работа. Шитьё плоскостной куклы в русском костюме.

    Шитьё игольницы. Подарок маме.

    Работа с бросовым материалом .

    Эти волшебные коробки. Изготовление домиков « Улицы города».

    Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

    Изготовление подставки под горячее из пробок.

    Изготовление шкатулки из открыток .

    Итого: 204 часа.

    Используемая литература:

    1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

    2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

    3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

    4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

    5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

    6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

    7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

    8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

    9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

    10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

    11. Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

    12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

    13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

    14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

    15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

    16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

    Публикация: «Художественный труд как искусство»

    МБОУ ДО «Дом детского творчества», г. Троицк, Челябинская область.
    Описание: Данная публикация предназначена для педагогов дополнительного образования.
    Художественный труд-это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследуя свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
    Вот уже 2 года в своей работе в Доме Детского Творчества я уделяю особое место ручному художественному труду с детьми младшего школьного возраста.
    Веду кружок «Модница», в названии которого зашифрован смысл совместной деятельности детей и педагога: кружок одарённых, креативных, успешных.
    Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала - занимательное и обогащающее ребёнка занятие, во время которого ему приятно будет себя чувствовать творцом.
    Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребёнка. Ведь прямо на его глазах произойдёт превращение обычных бумажных листов и обрезков в прекрасных кукол, невиданных зверей, волшебных птиц.
    Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
    Для создания лучшего эмоционального настроения на занятиях я использую музыку известных музыкальных произведений, которая служит фоном на занятиях по ручному труду.
    Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей младшего школьного возраста, через различные виды прикладной деятельности.
    Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить, работать с разным подручным материалом, фантазировать и делать своими руками красивые и качественные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
    Педагогические и гигиенические требования для занятий по художественному труду с детьми:
    1 Напомнить детям о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
    2 При работе с клеем застелить стол клеёнкой.
    3 Повторить с детьми правила техники безопасности во время работы с ножницами, клеем, пластилином.
    4 По окончании работы дети должны привести в порядок своё рабочее место и вымыть руки с мылом.
    5 Перед каждым началом трудовых занятий проводить специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
    Необходимые условия для успешной организации ручного труда:

    1 насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
    2 свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
    3 создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
    4 использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах;
    5 непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
    Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и т.д
    Содержание художественного труда детей составляют:
    *работа с природным материалом;
    *работа с бумагой, картоном;
    *работа с бросовым и искусственным материалом;
    *работа с пластилином.
    Рекомендации по ручному труду:
    *приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вылепил, сам склеил;
    *воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками;
    *не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу;
    *не огорчаться при неудачах, если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, позже обязательно вернись к своей работе;
    *рассмотри и проанализируй свою работу;
    *обратись за помощью к взрослому.
    Ручной труд у детей развивает:
    *повышает сенсорную чувствительность;
    *развивает воображение, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, глазомер;
    *синхронизирует работу обеих рук;
    *развивает сенсомоторику;
    *развивает усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца;
    *способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
    Таким образом, теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.